Опера «Аида» (Aida)
Опера в четырёх действиях; либретто А. Гисланцони.
Первая постановка: Каир, театр оперы, 24 декабря 1871 года.
Действующие лица: царь (бас), Амнерис (меццо-сопрано), Аида (сопрано), Радамес (тенор), Рамфис (бас), Амонасро (баритон), гонец (тенор). Жрецы, жрицы, придворные, солдаты, слуги, рабы и пленные эфиопы, египетский народ.
Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов.
Действие первое
Царский дворец в Мемфисе. Верховный жрец Рамфис сообщает молодому начальнику дворцовой стражи Радамесу, что эфиопы угрожают египтянам войной. Радамес жаждет стать во главе войск ("Se quel guerrier io fosso!"; "Ах, если б я был избран!") и сложить добытую в боях славу к ногам своей возлюбленной, эфиопской рабыни Аиды ("Celeste Aida"; "Милая Аида"). Амнерис, дочь царя, влюблённая в Радамеса, в разговоре с ним терзается муками ревности (дуэт "Forse l'arcano amore"; "Тайну подозревает"). Аида тоже взволнована: сердце её разрывается между тревогой за судьбу эфиопского народа и любовью к Радамесу (терцет "Vieni, o diletta"; "О, подойди ко мне"). Появляется царь со свитой, гонец сообщает о том, что ведомые царём Амонасро (отцом Аиды) эфиопы приближаются к Фивам. Царь назначает Радамеса предводителем войска ("Su! del Nilo al sacro lido"; "К берегам священным Нила"). Аида в отчаянии ("Ritorna vincitor!.."; "Вернись с победой к нам!"), её страдание так сильно, что она призывает смерть ("I sacri nomi di padre... d'amante"; "И я не смею открыто, свободно").
В храме идёт обряд посвящения Радамеса. Рамфис вручает Радамесу священный меч ("Nume, custode e vindice"; "Боги, победу дайте нам").
Действие второе
Рабыни одевают Амнерис, котороя ждёт возвращения победителя - Радамеса ("Ah! vieni, amor mio"; "Мой милый! Приди"). Аида приносит ей корону. Благодаря искусному обману Амнерис заставляет Аиду выдать её любовь к Радамесу и осыпает рабыню угрозами (дуэт "Tu la sorte dell'armi"; " Amore, amore!"; "Твоим братьям оружье изменило", "Любовь и радость").
Площадь в Фивах. Все встречают победителей ("Gloria all'Egitto, ad Iside"; "Слава Египту и богам!"). Радамес склоняется перед Амнерис, и она возлагает на его голову корону. Царь спрашивает у полководца, чего он желает. Радамес просит ввести пленных. Среди них - Амонасро, который предупреждает Аиду, чтобы она не выдавала его. Сказав, что эфиопский царь погиб на поле брани, Амонасро, а с ним все остальные пленники и рабы просят у фараона пощады ("Quest'assisa ch'io vesto"; "Видишь эти одежды простые"). Царь освобождает пленников, оставив, по совету Рамфиса, Аиду и её отца в качестве заложников. Радамесу он отдаёт руку Амнерис.
Действие третье
Ночь на берегу Нила. Из храма доносятся гимны Изиде ("O tu che sei d'Osiride"; " Матерь бессмертная богов"). Амнерис готовится к свадьбе с Радамесом. Аида ждёт его, чтобы проститься навсегда ("O cieli azzuri"; "Небо лазурное"). Внезапно появляется Амонасро: он догадался о любви Радамеса и Аиды, она должна выведать у египтянина секрет, который поможет эфиопам победить ("Riverdrai le foreste imbalsamate"; "Возвратимся мы скоро в край родимый"). Аида отказывается, но отец угрожает ей. Радамес с нежностью встречает Аиду ("Pur ti riveggo, mia dolce Aida"; "Опять с тобой, дорогая Аида!"): он обещает ей вернуться с очередной победой и попросить у царя её руки. Аида предлагает бежать; Радамес колеблется, но затем соглашается. Аида спрашивает, какая дорога через границу не охраняется, и Радамес открывает ей тайну: это как раз та дорога, по которой египтяне должны обрушиться на врага. В ту же минуту торжествующий Амонасро выходит из укрытия и называет себя (терцет "Ma dimmi per qual via"; "Скажи мне, где идти нам"). Юноша трепещет при мысли, что предал родину. Из храма выходят Амнерис и Рамфис. Аида с отцом бегут, Радамес предаёт себя в руки жреца.
Действие четвёртое
Царский дворец. Амнерис сокрушается о побеге Аиды и предательстве Радамеса. Она обещает любимому заступничество царя, если он ответит на её любовь, но Радамес непреклонен (дуэт "Gia i sacerdoti adunansi"; "Там собрались все жрецы").
В подземелье дворца Радамесу выносится приговор: он будет заживо погребён в склепе храма. Амнерис проклинает жрецов.
В подземелье храма Радамес ожидает смерти и все его мысли - об Аиде. Внезапно раздаётся стон: это Аида, которая тайно проникла в склеп, чтобы разделить участь любимого. Радамес ужасается при мысли, что и она должна умереть ("Morir! Si pura e bella"; "Погибнуть в такие годы!.."), но Аида утешает его ("Vedi? di morte l'angelo"; "Видишь, открылись небеса"). Их прощание с жизнью сливается с молитвой Амнерис.
Г. Маркези
Опера написана по заказу открытого в 1869 (по случаю сооружения Суэцкого канала) Каирского оперного театра. Построенная внешне по принципам большой оперы, «Аида» синтезировала в себе достижения классического оперного искусства. Законченные номера объединены в насыщенные драматизмом сцены, в которых Верди достигает небывалых эмоциональных вершин. Сразу после премьеры опера совершила триумфальный путь по сценам Европы (Милан, Неаполь, Берлин).
Русская премьера состоялась в 1877 (Петербург, п/у Направника).
«Аида» входит в репертуар большинства ведущих мировых театров. Ее незабываемые мелодии (Торжественный марш из 2 д., заключительный дуэт и др.) являются непревзойденными образцами гениального дара Верди.
«Аида» — сочинение новаторское. Разумеется, в вагнеровскую эпоху уже невозможно было быть в стороне от драматургических поисков, но Верди сумел остаться здесь самим собой и итальянцем. Верность мелодизму замечательным образом сочетается в «Аиде» со сквозным драматическим развитием, ярким колоритом оркестра (так, основные лейтмотивы оперы имеют темброво-инструментальную окраску: образ Радамеса-воина характеризуется фанфарами, страсть Амнерис — глубоким звучанием струнных, тоска по родине Аиды — тембром гобоя).
Из бесчисленных постановок оперы за ее более чем 100-летнюю жизнь на сцене необходимо отметить Миланскую премьеру 1872, которую готовил сам Верди, внесший в оперу ряд дополнений и изменений. В частности, специально для любимой певицы композитора Т. Штольц сочинен романс Аиды «Oh, patria mia» в «Сцене у Нила» из 3 д. Она же выступила в итальянской постановке оперы в России (Петербург, 1875, дир. Бевиньяни).
Традиционной стала постановка оперы на сцене Арена ди Верона, как нельзя лучше подходящей для стиля этого произведения. По «Аиде» был снят фильм (1953, реж. К. Фракасси, в заглавной роли Софи Лорен, поет Тебальди).
Дискография: CD — BMG. Дир. Тосканини, Аида (Нелли), Радамес (Такер), Амнерис (Густавсон), Амонасро (Вальденго), Рамфис (Скотт). EMI. Дир. Караян, Аида (Френи), Амнерис (Бальтса), Радамес (Каррерас), Амонасро (Каппуччилли), Рамфис (Р. Раймонди). Decca. Дир. Шолти, Аида (Л. Прайс), Амнерис (Горр), Радамес (Викерс), Амонасро (Меррилл), Рамфис (Тоцци).
Е. Цодоков
Запись оперы «АИДА»
Исполнители:
Аида - МАРИЯ КАЛЛАС (MARIA CALLAS)
Радамес - РИЧАРД ТАКЕР (RICHARD TUCKER)
Амнерис - ФЕДОРА БАРБЬЕРИ (FEDORA BARBIERI)
Амонасро - ТИТО ГОББИ (TITO GOBBI)
Рамфис - ДЖУЗЕППЕ МОДЕСТИ (GIUSEPPE MODESTI)
Царь Египта - НИКОЛА ЗАККАРИА (NICOLA ZACCARIA)
Гонец - ФРАНКО РИККИАРДИ (FRANCO RICCIARDI)
Хор и оркестр театра Ла Скала. Хормейстер Норберто Мола (Norberto Mola), дирижёр Туллио Серафин (Tullio Serafin)
Запись 3-16 IX. 1955, театр "Ла Скала", Милан.