Биография
Верди (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10 октября 1813, Ронколе, провинция Парма — 27 января 1901, Милан) — итальянский композитор. Родился в семье крестьянина-трактирщика. Занимался удеревенского органиста П. Байстрокки, позже в Буссето — у Ф. Провези.
С 15 лет преподавал в музыкальной школе Буссето, играл на органе в городском соборе, дирижировал оркестром. К этому времени относятся первые сочинения Верди — марши, танцы, пьесы для оркестра и солирующих инструментов, романсы, церковная музыка. В 1832-35 брал уроки у миланского музыканта В. Лавиньи. Изучал старую итальянскую музыку, сочинения немецких классиков, современную оперу. С 1836 Верди возглавлял музыкальную жизнь в Буссето. Он устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, дирижировал симфоническими и духовыми оркестрами, а также писал музыку. Среди лучших произведений этих лет — хоры к трагедиям А. Мандзони. Уже в эти годы определилось призвание Верди как оперного композитора. Его попытка поставить в Парме в 1837 оперу «Рочестер» потерпела неудачу; через 2 года переработанная опера под названием «Оберто, граф Сан-Бонифачо» с успехом была исполнена в Милане (1839, театр «Ла Скала»). В этой опере (особенно в её мелодике) заметно влияние В. Беллини и Г. Доницетти, но проступают индивидуальные черты композиторского стиля Верди: драматический темперамент, энергия ритмов. Опера «Король на час» (1840, в основу либретто положен французский фарс «Мнимый Станислав»), создававшаяся в тяжёлое для Верди время (смерть жены, а в предшествующие 2 года — дочери и сына), на премьере была освистана. Известность композитору принесла опера «Навуходоносор» («Набукко», 1841) — первая из историко-героических опер Верди, связанных с национально-освободительными идеями. Центральное место в опере занимают мужественные хоры, воплощающие образ народа. Несмотря на библейский сюжет, итальянцы услышали в «Набукко» повесть о судьбе своей родины, борющейся за свободу.
Опера «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842), прославляющая боевой дух древней Ломбардии, упрочила известность Верди. Оперы 40-х гг. — «Ломбардцы», «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846), «Макбет» (1847) становятся действенным оружием в борьбе Италии за независимость, вызывали патриотические манифестации и подвергаются преследованиям австрийской цензуры. Народ пел хоры из опер Верди, столь близкие к революционным народным песням Италии. Верди называли «маэстро итальянской революции». «Битва при Леньяно» (1849), явившаяся откликом на события 1848 года, завершает цикл ранних героических опер Верди. Её постановка (1849, Рим) превратилась в народное торжество. В театре, украшенном национальными флагами, присутствовали Дж. Мадзини и поэт-революционер Г. Мамели (на слова последнего Верди написал гимн «Звучи, труба!»). Эстетические воззрения Верди складывались под влиянием итальянского революционного романтизма, выдвинувшего идею тесной связи искусства с современностью, его доступности народу.
Верди привлекали сюжеты большого идейного содержания, насыщенные действием, яркими, контрастными эмоциями; отсюда интерес к Ф. Шиллеру, В. Гюго, У. Шекспиру. По произведениям великих драматургов созданы оперы «Эрнани» (по драме Гюго), «Макбет» (по трагедии Шекспира), «Луиза Миллер» (на сюжет трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, 1849). Эти в целом ещё незрелые оперы свидетельствовали об упорных поисках композитора. Новые черты проявляются в их мелодике, в характере речитативов, в построении ансамблей, в углублении роли оркестра и, прежде всего, в стремлении к драматургически яркому воплощению сюжета в музыке. Шагом к созданию музыкально-психологической драмы явилась опера «Макбет» — наиболее значительное, новаторское сочинение 40-х гг. Верди достиг здесь большой выразительности вокальной декламации и оркестрового письма. Уже в «Луизе Миллер» Верди поставил перед собой задачу создать образы неисключительных личностей, а обыкновенных людей, что отразилось и на музыкальном языке оперы, близком к итальянской народной музыке. Эти черты ещё яснее проступают в знаменитой триаде 50-х гг. — «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853), открывающей новый период в творчестве Верди. Придворный шут, нищая цыганка, падшая женщина становятся героями опер, повествующих о страдании и гибели жертв общественной несправедливости. Глубоко реалистичная музыка их проникнута страстным, взволнованным гуманизмом. В этих операх выявились лучшие черты творчества Верди — горячность чувств, простота и правдивость музыкального языка. Песенность их (мелодии насыщены ритмами и интонациями итальянских народных песен и танцев) сочетается с напряжённым драматизмом, динамичностью развития. Верди создаёт развёрнутые сцены, где мелодии естественно объединены с напевной декламацией, в стремительном потоке действия рельефно выявляются характеры героев. Задаче реалистического воплощения характеров подчиняется построение либретто (Верди участвовал в составлении либретто своих опер), основанных на острых жизненных конфликтах.
На принципе крайних контрастов основано развитие действия в операх «Риголетто» (по драме «Король забавляется» Гюго) и «Трубадур» (по драме А. Гарсиа Гутьерреса). Обеим операм успех сопутствовал с момента появления на сцене. Иначе сложилась судьба «Травиаты»: одна из популярнейших впоследствии опер Верди на премьере провалилась. Горячие споры вызвала тема оперы (написана на сюжет пьесы «Дама скамелиями» А. Дюма-сына). Композитору ставилось в вину, что его оперная героиня — женщина, отвергнутая обществом (Верди акцентирует это обстоятельство: название оперы «La Traviata» по-итальянски — падшая женщина). Простейшими музыкальными средствами, в мягких полутонах создан этот правдивый образ. Внимание сосредоточено на внутреннем мире героини и трагическом конфликте между её стремлениями и окружающей средой.
В 50-х гг. оперы Верди шли во всех крупнейших театрах Европы. В связи с этим он много путешествовал, подолгу жил в Париже. Работа для парижской сцены оставила значительный след в творчестве композитора. Для театра «Гранд-Опера» Верди написал оперы «Сицилийская вечерня» (1854), позже «Дон Карлос» (1867), переработал несколько опер. Воздействие жанра большой оперы сказалось на некоторых произведениях Верди 50-60-х гг.: «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859). Отрицательные черты этого жанра — внешняя декоративность, обилие сценических эффектов наиболее ясно проступают в «Сицилийской вечерне». Вместе с тем Верди достиг здесь новой красочной выразительности оркестрового письма. Дефекты либретто (запутанность интриги) помешали успеху оперы «Симон Бокканегра». Во 2-й редакции (1881) она принесла композитору триумф. Верди по-новому подошёл к проблеме воплощения образа народа, сочетая динамизм и яркость массовых сцен с углублённым психологизмом. «Бал-маскарад», продолжая романтическую линию опер «Эрнани», «Трубадур», «Риголетто», несёт печать помпезности большой оперы. Новое в драматургии этого произведения — своеобразное сочетание трагического с элементами комического: комедийные моменты контрастно оттеняют наиболее мрачные ситуации драмы.
На рубеже 50-60-х гг. Верди был захвачен политическими событиями. Он принимал активное участие в освободительном движении, закупил на собственные деньги английское оружие для национальной гвардии г. Буссето. Войдя в первый национальный итальянский парламент (1861), разработал проект реорганизации музыкальных учреждений, требуя от государства выделения средств на развитие музыкального образования и оперных театров.
В 1861 по заказу петербургского Мариинского театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (2-я редакция 1869) и в связи с её постановкой дважды посетил Россию (1861, 1862). Несмотря на огромную популярность Верди в России, опера не имела успеха.
В ней проявились недостатки, присущие некоторым его операм 40-50-х гг., в частности — сложность и запутанность интриги, мелодраматизм.
К наиболее значительным созданиям Верди принадлежит опера «Дон Карлос» (по одноимённой драме Ф. Шиллера), в которой изобличена мрачная сущность католицизма, инквизиции. С большой глубиной раскрывает композитор душевный мир героев. Некоторая медлительность развития действия, возможно, была причиной неуспеха оперы при первой постановке в Париже. Впоследствии Верди сократил партитуру, в 1884 сделал новую редакцию (четырёхактную, с итальянским текстом).
«Дон Карлос» во многом подготовил одну из вершин творчества Верди — оперу «Аида» (1870, написана по заказу египетского правительства, поставлена в 1871, Каир), углублённый психологизм которой сочетается с монументальной фресковостью, строгая, классически чёткая архитектоника — с новизной и смелостью свободно построенных арий и ансамблей. Элементы жанра большой оперы (развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты) здесь полностью подчинены национальным и индивидуальным особенностям дарования композитора. Чистота линий, своего рода «вокальность» оркестрового письма напоминают об искусстве старых итальянских мастеров, творения которых Верди изучал в годы работы над «Аидой». В течение короткого времени эта опера с триумфом обошла все столицы мира.
В 1871 Верди создал вдохновенный «Реквием», написанный на смерть писателя-патриота А. Мандзони. Образный, эмоциональный музыкальный язык (психологическая углублённость и в то же время декоративный блеск и красочность) «Реквиема» близок лучшим поздним операм Верди, в частности «Аиде». Хоры этого монументального семичастного произведения сочетают высокое мастерство многоголосного письма с театральной образностью.
После «Реквиема» в творчестве Верди наступило длительное затишье, он надолго отошёл от оперного жанра. Образование единого итальянского государства не оправдало надежд Верди, как и многих других патриотов. Глубокую горечь у композитора вызвала политическая реакция. Хотя в 1874 Верди был введён в состав сената, он решительно отказался от государственной деятельности. В 70-е гг. большую часть времени Верди проводил на своей вилле Сант-Агата, занимался сельским хозяйством, помогал крестьянам улучшить их быт, талантливой молодёжи — получить образование.
Опасения внушала Верди музыкальная жизнь Италии: пренебрежительное отношение молодых композиторов к национальной классической опере, восхваление итальянскими музыкальными критиками немецкой музыки при игнорировании своих национальных традиций (как особую похвалу «Аиде» критики отмечали влияние на неё музыки Вагнера). Высоко ценя творчество Р. Вагнера, Верди в то же время выступал против слепого подражания ему, считал, что каждый народ должен идти своим путём в искусстве, не отрываясь от родной почвы.
Новый подъём в творчестве композитора наступил в 80-х гг. Опера «Отелло» (1881-86, либретто по драме Шекспира написано А. Бойто) — высшее творческое достижение Верди и одно из самых совершенных воплощений шекспировской темы в оперном жанре. Художник-реалист, Верди с большой силой раскрыл душевную трагедию героев, выявил развитие их характеров. «Отелло» — реалистическая музыкальная драма. Верди достиг в ней идеального единства музыки, драматического действия и слова. В пределах каждого акта действие развивается непрерывно; кантилена сливается с декламационными эпизодами. Новаторство этой оперы не отрицает, а обновляет традиции итальянского музыкального театра. В «Отелло» Верди приблизился к декламационному стилю итальянских мастеров 17 века, к старинной итальянской речитативной народной песне. Постановка «Отелло» (1887, театр «Ла Скала») стала национальным торжеством.
Высоко оценили оперу музыканты других стран, среди них П. И. Чайковский и Э. Григ.
Верди (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10 октября 1813, Ронколе, провинция Парма — 27 января 1901, Милан) — итальянский композитор. Родился в семье крестьянина-трактирщика. Занимался удеревенского органиста П. Байстрокки, позже в Буссето — у Ф. Провези.
С 15 лет преподавал в музыкальной школе Буссето, играл на органе в городском соборе, дирижировал оркестром. К этому времени относятся первые сочинения Верди — марши, танцы, пьесы для оркестра и солирующих инструментов, романсы, церковная музыка. В 1832–35 брал уроки у миланского музыканта В. Лавиньи. Изучал старую итальянскую музыку, сочинения немецких классиков, современную оперу. С 1836 Верди возглавлял музыкальную жизнь в Буссето. Он устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, дирижировал симфоническими и духовыми оркестрами, а также писал музыку. Среди лучших произведений этих лет — хоры к трагедиям А. Мандзони. Уже в эти годы определилось призвание Верди как оперного композитора. Его попытка поставить в Парме в 1837 оперу «Рочестер» потерпела неудачу; через 2 года переработанная опера под названием «Оберто, граф Сан-Бонифачо» с успехом была исполнена в Милане (1839, театр «Ла Скала»). В этой опере (особенно в её мелодике) заметно влияние В. Беллини и Г. Доницетти, но проступают индивидуальные черты композиторского стиля Верди: драматический темперамент, энергия ритмов. Опера «Король на час» (1840, в основу либретто положен французский фарс «Мнимый Станислав»), создававшаяся в тяжёлое для Верди время (смерть жены, а в предшествующие 2 года — дочери и сына), на премьере была освистана. Известность композитору принесла опера «Навуходоносор» («Набукко», 1841) — первая из историко-героических опер Верди, связанных с национально-освободительными идеями. Центральное место в опере занимают мужественные хоры, воплощающие образ народа. Несмотря на библейский сюжет, итальянцы услышали в «Набукко» повесть о судьбе своей родины, борющейся за свободу.
Опера «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842), прославляющая боевой дух древней Ломбардии, упрочила известность Верди. Оперы 40-х гг. — «Ломбардцы», «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846), «Макбет» (1847) становятся действенным оружием в борьбе Италии за независимость, вызывали патриотические манифестации и подвергаются преследованиям австрийской цензуры. Народ пел хоры из опер Верди, столь близкие к революционным народным песням Италии. Верди называли «маэстро итальянской революции». «Битва при Леньяно» (1849), явившаяся откликом на события 1848 года, завершает цикл ранних героических опер Верди. Её постановка (1849, Рим) превратилась в народное торжество. В театре, украшенном национальными флагами, присутствовали Дж. Мадзини и поэт-революционер Г. Мамели (на слова последнего Верди написал гимн «Звучи, труба!»). Эстетические воззрения Верди складывались под влиянием итальянского революционного романтизма, выдвинувшего идею тесной связи искусства с современностью, его доступности народу.
Верди привлекали сюжеты большого идейного содержания, насыщенные действием, яркими, контрастными эмоциями; отсюда интерес к Ф. Шиллеру, В. Гюго, У. Шекспиру. По произведениям великих драматургов созданы оперы «Эрнани» (по драме Гюго), «Макбет» (по трагедии Шекспира), «Луиза Миллер» (на сюжет трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, 1849). Эти в целом ещё незрелые оперы свидетельствовали об упорных поисках композитора. Новые черты проявляются в их мелодике, в характере речитативов, в построении ансамблей, в углублении роли оркестра и, прежде всего, в стремлении к драматургически яркому воплощению сюжета в музыке. Шагом к созданию музыкально-психологической драмы явилась опера «Макбет» — наиболее значительное, новаторское сочинение 40-х гг. Верди достиг здесь большой выразительности вокальной декламации и оркестрового письма. Уже в «Луизе Миллер» Верди поставил перед собой задачу создать образы неисключительных личностей, а обыкновенных людей, что отразилось и на музыкальном языке оперы, близком к итальянской народной музыке. Эти черты ещё яснее проступают в знаменитой триаде 50-х гг. — «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853), открывающей новый период в творчестве Верди. Придворный шут, нищая цыганка, падшая женщина становятся героями опер, повествующих о страдании и гибели жертв общественной несправедливости. Глубоко реалистичная музыка их проникнута страстным, взволнованным гуманизмом. В этих операх выявились лучшие черты творчества Верди — горячность чувств, простота и правдивость музыкального языка. Песенность их (мелодии насыщены ритмами и интонациями итальянских народных песен и танцев) сочетается с напряжённым драматизмом, динамичностью развития. Верди создаёт развёрнутые сцены, где мелодии естественно объединены с напевной декламацией, в стремительном потоке действия рельефно выявляются характеры героев. Задаче реалистического воплощения характеров подчиняется построение либретто (Верди участвовал в составлении либретто своих опер), основанных на острых жизненных конфликтах.
На принципе крайних контрастов основано развитие действия в операх «Риголетто» (по драме «Король забавляется» Гюго) и «Трубадур» (по драме А. Гарсиа Гутьерреса). Обеим операм успех сопутствовал с момента появления на сцене. Иначе сложилась судьба «Травиаты»: одна из популярнейших впоследствии опер Верди на премьере провалилась. Горячие споры вызвала тема оперы (написана на сюжет пьесы «Дама с камелиями» А. Дюма-сына). Композитору ставилось в вину, что его оперная героиня — женщина, отвергнутая обществом (Верди акцентирует это обстоятельство: название оперы «La Traviata» по-итальянски — падшая женщина). Простейшими музыкальными средствами, в мягких полутонах создан этот правдивый образ. Внимание сосредоточено на внутреннем мире героини и трагическом конфликте между её стремлениями и окружающей средой.
В 50-х гг. оперы Верди шли во всех крупнейших театрах Европы. В связи с этим он много путешествовал, подолгу жил в Париже. Работа для парижской сцены оставила значительный след в творчестве композитора. Для театра «Гранд-Опера» Верди написал оперы «Сицилийская вечерня» (1854), позже «Дон Карлос» (1867), переработал несколько опер. Воздействие жанра большой оперы сказалось на некоторых произведениях Верди 50-60-х гг.: «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859). Отрицательные черты этого жанра — внешняя декоративность, обилие сценических эффектов наиболее ясно проступают в «Сицилийской вечерне». Вместе с тем Верди достиг здесь новой красочной выразительности оркестрового письма. Дефекты либретто (запутанность интриги) помешали успеху оперы «Симон Бокканегра». Во 2-й редакции (1881) она принесла композитору триумф. Верди по-новому подошёл к проблеме воплощения образа народа, сочетая динамизм и яркость массовых сцен с углублённым психологизмом. «Бал-маскарад», продолжая романтическую линию опер «Эрнани», «Трубадур», «Риголетто», несёт печать помпезности большой оперы. Новое в драматургии этого произведения — своеобразное сочетание трагического с элементами комического: комедийные моменты контрастно оттеняют наиболее мрачные ситуации драмы.
На рубеже 50-60-х гг. Верди был захвачен политическими событиями. Он принимал активное участие в освободительном движении, закупил на собственные деньги английское оружие для национальной гвардии г. Буссето. Войдя в первый национальный итальянский парламент (1861), разработал проект реорганизации музыкальных учреждений, требуя от государства выделения средств на развитие музыкального образования и оперных театров.
В 1861 по заказу петербургского Мариинского театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (2-я редакция 1869) и в связи с её постановкой дважды посетил Россию (1861, 1862). Несмотря на огромную популярность Верди в России, опера не имела успеха.
В ней проявились недостатки, присущие некоторым его операм 40-50-х гг., в частности — сложность и запутанность интриги, мелодраматизм.
К наиболее значительным созданиям Верди принадлежит опера «Дон Карлос» (по одноимённой драме Ф. Шиллера), в которой изобличена мрачная сущность католицизма, инквизиции. С большой глубиной раскрывает композитор душевный мир героев. Некоторая медлительность развития действия, возможно, была причиной неуспеха оперы при первой постановке в Париже. Впоследствии Верди сократил партитуру, в 1884 сделал новую редакцию (четырёхактную, с итальянским текстом).
«Дон Карлос» во многом подготовил одну из вершин творчества Верди — оперу «Аида» (1870, написана по заказу египетского правительства, поставлена в 1871, Каир), углублённый психологизм которой сочетается с монументальной фресковостью, строгая, классически чёткая архитектоника — с новизной и смелостью свободно построенных арий и ансамблей. Элементы жанра большой оперы (развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты) здесь полностью подчинены национальным и индивидуальным особенностям дарования композитора. Чистота линий, своего рода «вокальность» оркестрового письма напоминают об искусстве старых итальянских мастеров, творения которых Верди изучал в годы работы над «Аидой». В течение короткого времени эта опера с триумфом обошла все столицы мира.
В 1871 Верди создал вдохновенный «Реквием», написанный на смерть писателя-патриота А. Мандзони. Образный, эмоциональный музыкальный язык (психологическая углублённость и в то же время декоративный блеск и красочность) «Реквиема» близок лучшим поздним операм Верди, в частности «Аиде». Хоры этого монументального семичастного произведения сочетают высокое мастерство многоголосного письма с театральной образностью.
После «Реквиема» в творчестве Верди наступило длительное затишье, он надолго отошёл от оперного жанра. Образование единого итальянского государства не оправдало надежд Верди, как и многих других патриотов. Глубокую горечь у композитора вызвала политическая реакция. Хотя в 1874 Верди был введён в состав сената, он решительно отказался от государственной деятельности. В 70-е гг. большую часть времени Верди проводил на своей вилле Сант-Агата, занимался сельским хозяйством, помогал крестьянам улучшить их быт, талантливой молодёжи — получить образование.
Опасения внушала Верди музыкальная жизнь Италии: пренебрежительное отношение молодых композиторов к национальной классической опере, восхваление итальянскими музыкальными критиками немецкой музыки при игнорировании своих национальных традиций (как особую похвалу «Аиде» критики отмечали влияние на неё музыки Вагнера). Высоко ценя творчество Р. Вагнера, Верди в то же время выступал против слепого подражания ему, считал, что каждый народ должен идти своим путём в искусстве, не отрываясь от родной почвы.
Новый подъём в творчестве композитора наступил в 80-х гг. Опера «Отелло» (1881–86, либретто по драме Шекспира написано А. Бойто) — высшее творческое достижение Верди и одно из самых совершенных воплощений шекспировской темы в оперном жанре. Художник-реалист, Верди с большой силой раскрыл душевную трагедию героев, выявил развитие их характеров. «Отелло» — реалистическая музыкальная драма. Верди достиг в ней идеального единства музыки, драматического действия и слова. В пределах каждого акта действие развивается непрерывно; кантилена сливается с декламационными эпизодами. Новаторство этой оперы не отрицает, а обновляет традиции итальянского музыкального театра. В «Отелло» Верди приблизился к декламационному стилю итальянских мастеров 17 века, к старинной итальянской речитативной народной песне. Постановка «Отелло» (1887, театр «Ла Скала») стала национальным торжеством.
Высоко оценили оперу музыканты других стран, среди них П. И. Чайковский и Э. Григ.
В комической опере «Фальстаф» (1892, либретто составлено Бойто по двум пьесам Шекспира: «Виндзорские кумушки» дополнены эпизодами из хроники «Король Генрих IV») Верди применил тот же принцип сквозного музыкального развития, осуществил реформу оперы-буффа на основе достижений реалистической музыкальной драмы 19 века. По неистощимому остроумию, жизнерадостности, цельности и мастерству воплощения эта комическая опера достойная преемница «Севильского цирюльника» Россини.
Последние сочинения Верди — «Четыре духовные пьесы» (в 1897 объединены в цикл) сочетают черты хорового стиля Палестрины с новизной и смелостью гармоний «Аиды» и «Отелло».
Творчество Верди — высшая точка развития итальянской оперы 19 в. Продолжая традиции своих предшественников (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти), Верди насыщал оперные произведения яркими, выразительными вокальными мелодиями, удобными для исполнителей и в то же время содержательными, оправданными драматически. Умение создавать выпуклые, запоминающиеся мелодические образы, метко характеризующие действующее лицо или ситуацию, — одна из самых сильных сторон искусства Верди как оперного драматурга. Композитор-патриот и демократ, истинный сын народа, Верди черпал богатство своего мелодического языка в итальянском народном песенном творчестве. Вместе с тем, усвоив передовые завоевания различных современных ему оперных школ, Верди обогатил оркестр, усилил его драматургическую роль, стремясь к единству и непрерывности музыкально-драматического целого. Вокальный язык его опер становился с течением времени более гибким, тонко дифференцированным в декламационном отношении. Являясь одной из вершин оперного реализма в мировом музыкальном искусстве, творчество Верди составляет важнейшую часть классического репертуара всех оперных театров.
Л. А. Соловцова
Основные даты жизни и творчества
1813, 10 октября — Рождение Джузеппе Верди в Ле Ронколе.
1821—1822 — Церковный органист П. Байстрокки обучает Верди игре на спинете и органе.
1823 — Начало занятий музыкой под руководством Ф. Провези.
1832, июнь — Верди пытается поступить в Миланскую консерваторию, но не выдерживает экзамена.
1832, лето — Начинает занятия с В. Лавиньей.
1835 — Возвращение в Буссето.
1836, май — Женитьба на Маргерите Барецци.
1839, февраль — Верди с семьей переезжает в Милан.
1839, ноябрь — Премьера первой оперы Верди «Оберто, граф Сан-Бонифачо» в театре «Ла Скала».
1840, июнь — Смерть жены.
1840, сентябрь — Провал оперы «Король на час» в «Ла Скала».
1842, март — Премьера «Набукко» в «Ла Скала».
1843, февраль — Премьера «Ломбардцев» в «Ла Скала».
1844, март — Премьера «Эрнани» в театре «Ла Фениче» в Венеции.
1844, ноябрь — Премьера оперы «Двое Фоскари» в театре «Арджентина» в Риме.
1845—1847 — Создание опер «Жанна д'Арк», «Альзира», «Аттила», «Разбойники», «Макбет». Начало совместной жизни с Джузеппиной Стреппони.
1848, май — Покупка виллы Сант-Агата. Работа над операми «Битва при Леньяно», «Корсар».
1849, январь — Премьера «Битвы при Леньяно» в римском театре «Арджентина».
1849, весна — Начало работы над «Луизой Миллер».
1849, декабрь — Премьера «Луизы Миллер» на сцене театра «Сан-Карло» в Неаполе.
1850, ноябрь — Премьера оперы «Стиффелио» в Триесте.
1851, март — Премьера оперы «Риголетто» в венецианском театре «Ла Фениче».
1851—1852 — Работа над операми «Трубадур» и «Травиата».
1853, январь — Премьера «Трубадура» в римском театре «Аполло».
1853, март — Премьера «Травиаты» в театре «Ла Фениче» в Венеции.
1855, июнь — Премьера оперы «Сицилийская вечерня» на сцене
театра «Гранд-Опера» в Париже.
1857, март — Премьера оперы «Симон Бокканегра» в «Ла Фениче» в Венеции.
1859, февраль — Премьера оперы «Бал-маскарад» в римском театре «Аполло».
1861, февраль — Верди избирается депутатом в первый национальный парламент Италии.
1862, ноябрь — Премьера оперы «Сила судьбы» в Петербурге.
1864 — Верди избран членом Французской академии.
1865, апрель — Премьера оперы «Макбет» в Париже.
1867, март — Премьера «Дона Карлоса» в «Гранд-Опера».
1871, декабрь — Премьера оперы «Аида» в Каире.
1872, февраль — Премьера «Аиды» в «Ла Скала».
1874, май — Первое исполнение Реквиема в Милане.
1887, февраль — Премьера «Отелло» в Милане в «Ла Скала».
1890—1892 — Работа над оперой «Фальстаф».
1893, февраль — Премьера «Фальстафа» в «Ла Скала».
1897, ноябрь — Смерть Джузеппины Стреппони, жены Верди.
1901, январь — Кончина Джузеппе Верди.
1901, февраль — Перенесение праха Верди в часовню при Доме покоя, основанного на средства великого композитора.
По книге Дж. Тароцци «Верди»