Опера «Дон Карлос» (Don Carlos)
Опера в пяти действиях; либретто Ж. Мери и К. дю Локля по драме Ф.Шиллера "Дон Карлос, инфант Испанский".
Первая постановка: Париж, "Гранд-Опера", 11 марта 1867 года. Четырёхактная редакция: французское либретто К. дю Локля, итальянский перевод А. де Лозьера и А. Дзанардини; первая постановка: Милан, "Ла Скала", 10 января 1884 года. Третья редакция в пяти действиях: Модена, театр "Коммунале", 1886 год.
Действующие лица: Филипп II (бас), Дон Карлос (тенор), Родриго (баритон), Елизавета Валуа (сопрано), принцесса Эболи (меццо-сопрано), Великий инквизитор (бас), монах (бас), голос с неба (сопрано), королевский герольд (тенор), граф ди Лерма (тенор), Тебальдо (тенор). Фламандские депутаты, инквизиторы, испанские придворные, народ, пажи, стража Филиппа II, монахи, члены инквизиционного суда, солдаты, городские власти, депутаты испанских провинций.
Действие проходит во Франции и Испании около 1560 года.
1 действие
Франция 1560. Французский и испанский монархи решили в знак примирения после длительной вражды поженить своих детей Елизавету Валуа и Дон Карлоса. Инфант счастлив, ибо он давно полюбил принцессу. Теперь, тайно оставив двор, он приехал увидать ее в Фонтенбло. Но радость преждевременна, паж Тибо сообщает о прибытии испанского посла. Тот объявляет, что сам Филипп II намерен жениться на Елизавете. Мир в стране важнее личных чувств. Надо смириться.
2 действие
В стенах мрачного монастыря Дон Карлос тоскует о Елизавете. Только появление друга маркиза Родриго ди Поза несколько успокаивает его. Родриго советует ему уехать наместником во Фландрию. Неожиданно монастырь посещают король Филипп и ставшая королевой Елизавета. Родриго вручает королеве письмо от матери и незаметно передает записку Дон Карлоса с просьбой о встрече. Все видят угнетенное состояние инфанта, в том числе и любящая его принцесса Эболи, к-рой кажется, что он мучается потому, что не решается открыть ей свои чувства. Встретившись с королевой, Дон Карлос просит ее ходатайствовать перед отцом о его поездке во Фландрию, но затем падает к ногам Елизаветы, сгорая от страсти. Однако королева напоминает ему о долге. Тем временем Филипп разгневан, что Елизавету оставили наедине с инфантом. Его взгляд останавливается на Родриго. Родриго подходит и начинает рассказывать Филиппу об ужасном положении угнетенной Фландрии, но тот не желает и слушать об этом. Видя в ди Поза честного, преданного подданного, он поверяет ему свою тревогу об отношениях Елизаветы с сыном и просит уберечь обоих от необдуманных поступков.
3 действие
В полночь Дон Карлос, получив записку от незнакомки и думая, что это королева, в волнении бродит по саду. Появляется незнакомка в наряде королевы. Юноша пылко объясняется ей в любви, но, когда под маской узнает Эболи, то в растерянности замолкает. Он не знал, что это ее послание, а наряд дала ей сама королева, желая отдохнуть и побыть одной. Когда Эболи понимает, что все объяснения предназначались вовсе не ей, она в гневе клянется отомстить обоим. Входит Родриго и просит инфанта отдать ему свои личные бумаги, чтобы их никто не увидел. Тот колеблется, так как знает, что отец приблизил к себе Родриго. Ди Поза уверяет его в своей верности.
На площади ожидается казнь еретиков. К Филиппу подходит делегация из Фландрии, прося спасти родину от поругания. Король отказывается говорить с бунтовщиками, только Дон Карлос умоляет отца разрешить ему поехать во Фландрию, чтобы спасти истерзанную страну. Король в гневе. Дон Карлос в порыве клянется, что Фландрия будет свободна. Король приказывает арестовать его, никто не решается на это, кроме Родриго. Дон Карлос потрясен изменой друга.
4 действие
Филипп в своем кабинете. Его обуревают тягостные думы о королеве и сыне. Появляется Великий инквизитор. Он требует казнить непокорного сына, а заодно и Родриго, к-рому не доверяет. Король сначала сопротивляется, но затем уступает. Великий инквизитор удаляется. Появляется Елизавета, встревоженная исчезновением своего ларца. И тут Филипп подает ей его. В ларце портрет Дона Карлоса. Но что тут плохого, ведь они были обручены? Но король в гневе оскорбляет супругу. Не в состоянии вынести оскорбления, та падает в обморок. Когда она приходит в себя, то видит Эболи, к-рая признается ей, что в порыве ненависти отдала ларец королю Филиппу.
В подземелье к Дон Карлосу пробирается Родриго. Он говорит, что всю вину взял на себя и тайные бумаги инфанта, найденные у него, выдал за свои. Внезапно слышится выстрел, и Родриго падает мертвым от пули неизвестного, прокравшегося за ним в темницу, успев сообщить Дон Карлосу, что Елизавета будет ожидать его в монастыре. Появляется Филипп и сообщает, что инфант признан невиновным и может быть свободным. Дон Карлос отшатывается от короля. На улице слышен гул набата, возвещающего о волнениях народа, требующего освобождения инфанта. Однако горожан, ворвавшихся во дворец с улицы, останавливает властный голос Великого инквизитора.
5 действие
Монастырь. Возле гробницы отца Филиппа Карла V молится Елизавета. Входит Дон Карлос, к-рый собирается во Фландрию. Он помнит о долге и о Родриго, отдавшего жизнь за освобождение Фландрии и за него, Дон Карлоса. Навсегда он прощается с любимой. Внезапно появлются Филипп и Великий инквизитор со стражей, окружающей Дон Карлоса с королевой. Инквизитор пришел объявить инфанту смертный приговор. Внезапно открывается склеп Карла V. Он явился спасти от смерти своего внука. Окружающие в ужасе. Дон Карлос исчезает в склепе.
Постановка оперы имеет сложную судьбу. Это связано с тем, что писалось произведение, как и "Сицилийская вечерня", по заказу Гранд-Опера, в традициях большой оперы, к к-рой Верди не питал большой симпатии из-за помпезности и громоздкости формы. Поэтому в дальнейшем опера подвергалась сокращениям и переделкам. В 1884 в Ла Скала состоялась премьера 2-й (итальянской) редакции, имевшей ряд преимуществ перед 1-й, но с выпущенной сценой в Фонтенбло и без балета. В настоящее время часто исполняется смешанная редакция (1886, Модена), сделанная на основе 2-й, но с добавлением сокращенного 1-го акта. Иногда мистический финал заменяется самоубийством героя. В России поставлена впервые итальянской труппой в 1868. 1-я русская постановка состоялась в Казани (1895, дир. Я.Палицын). В 1917 опера поставлена в Большом театре (дир. Купер, солисты Лабинский, Держинская, Шаляпин и др.). Образ Филиппа - наиболее яркий и глубокий в опере. Кроме Шаляпина эта партия привлекала многих крупных басов, в т. ч. Христова, Гяурова. Монолог Филиппа из 4 д. ("Ella giamai m'amo") потрясает своей силой и красотой. Опера часто ставится на сцене. На вердиевском фестивале 1996 в Ковент Гардене сочинение было представлено сразу в 2-х редакциях.
Дискография: CD — EMI. Дир. Караян, Дон Карлос (Каррерас), Елизавета Валуа (Френи), Эболи (Бальтса), Родриго (Каппуччилли), Филипп (Гяуров), Великий инквизитор (Р. Раймонди) — Decса. Дир. Шолти, Дон Карлос (Бергонци), Елизавета Валуа (Тебальди), Эболи (Бамбри), Родриго (Фишер-Дискау), Филипп (Гяуров), Великий инквизитор (Тальвела).
Е. Цодоков