Опера «Сила судьбы» (La Forza del Destino)

Джузеппе Верди. Опера «Сила судьбы» (La Forza del Destino) Опера в четырёх действиях; либретто Ф. Пьяве (при участии А. Гисланцони) по драме А. Сааведры "Альваро, или Сила судьбы" и с использованием сцены из драмы Ф. Шиллера "Лагерь Валленштейна".
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 10 ноября 1862 года; окончательная редакция: Милан, театр "Ла Скала", 27 февраля 1869 года.

Действующие лица: маркиз де Калатрава (бас), Леонора де Варгас (сопрано), дон Карлос де Варгас (баритон), дон Альваро (тенор), Прециозилла (меццо-сопрано), приор (бас), брат Мелитон (бас), Курра (меццо-сопрано), алькальд (бас), мастро Трабуко (тенор), испанский военный врач (бас); погонщики мулов, испанские и итальянские крестьяне и крестьянки, испанские и итальянские солдаты, ординарцы, итальянские рекруты, монахи-францисканцы, нищие, маркитанки.

Действие происходит в Испании и Италии в середине XVIII века.

Дочь маркиза ди Калатрава Леонора влюблена в сына казненного испанцами короля инков Альваро. Отец недоволен этим. Однажды Альваро ночью проникает к Леоноре. Влюбленные мечтают о том, как они будут счастливы в Америке. Неожиданно со слугами врывается взбешенный маркиз. Он велит арестовать юношу. Тот выхватывает пистолет, и все отступают. Затем отбрасывает оружие в сторону, не желая ссоры с отцом возлюбленной. К несчастью, раздается роковой выстрел. Маркиз смертельно ранен. Умирая, он проклинает дочь.

Сын маркиза Дон Карлос, поклявшийся отомстить за смерть отца, странствует под видом студента по Испании в поисках сестры и ее возлюбленного. Однажды даже просит гадалку-цыганку Прециозиллу помочь в поисках. Вскоре он встречает в таверне погонщика мулов Трабуко со спутником, не подозревая, что под видом спутника прячется переодетая сестра. Убежавшие из дома после трагедии Леонора и ее возлюбленный потеряли друг друга. Отчаявшись встретить Альваро, девушка намерена теперь уйти в монастырь, желая остаток дней провести в молитве. Из рассказа брата (к-рого она узнала), Леонора поняла, что Альваро жив и, видимо, уехал на родину. Все это окончательно лишило ее сил, и она ищет пристанища в обители.

Альваро также долго искал Леонору. Решив, что она погибла, он с отчаяния вступает под чужим именем в армию. Он ищет смерти, о его храбрости ходят легенды. Однажды в расположении его лагеря оказывается Дон Карлос. Волею судьбы Альваро спасает его от грабителей. Смертельные враги (не подозревая об этом) становятся друзьями, дают друг другу клятву в верности. В одном из боев Альваро ранят. Накануне тяжелой операции, опасаясь, что умрет, он вручает другу ключ от чемодана и просит в случае его смерти сжечь хранящиеся там письма. Дона Карлоса охватывают сомнения. Что за тайна у его друга? Вскрыв чемодан и увидев портрет Леоноры, он убеждается, что пред ним заклятый враг. Альваро выздоравливает, теперь Карлос может вызвать его на дуэль. Тщетны попытки Альваро остановить друга, объяснить, что он невиновен. Однако оказавшийся рядом патруль арестовывает Дона Карлоса, поднявшего руку на старшего по званию. Потрясенный Альваро также решает удалиться в монастырь.

Альваро оказывается в том же монастыре, что и Леонора, но не знает об этом. Неожиданно снова появляется Дон Карлос, разыскавший его. Оскорбив Альваро, ставшего монахом, он добивается ссоры. Во время поединка Карлос смертельно ранен. Альваро зовет на помощь отшельника. К ним выходит... Леонора. Опомнившись от волнения, девушка бросается к брату. Тот, увидев сестру, поражает ее кинжалом. На руках у настоятеля монастыря отца Гуардиана и несчастного Дона Альваро Леонора умирает.

Эта опера знаменательна для русской культуры тем, что написана Верди специально для Петербурга. Премьера была дана силами итальянской труппы в петербургском Большом театре. В 1-й ред. оперы Альваро кончал жизнь самоубийством. Во 2-й ред. (премьера новой версии состоялась в 1869) сочинение было подвергнуто переработке: написана новая увертюра, ставшая одним из лучших достижений композитора, произведен ряд изменений в либретто (осуществленных Гисланцони), призванных улучшить довольно запутанный сюжет. Несмотря на это, опера долгое время оставалась в "тени" более популярных сочинений Верди. В настоящее время интерес к ней значительно вырос. Среди ее лучших эпизодов арии Леоноры из 2 д. (Madre, pietosa vergine) и 4 д. (Расе, расе, mio Dio). В 1979 oпера была поставлена п/у Колобова в Свердловске. Отметим также спектакли 1992 в Английской национальной опере, 1996 в Метрополитен Опера (дир. Ливайн, солисты Суит, Доминго, Чернов и др.).

Дискография: CD — RCA Victor. Дир. Ливайн, Леонора (Л. Прайс), Дон Альваро (Доминго), Дон Карлос (Милнc), Отец Гуардиан (Джиотnи), Прециозилла (Коссотто), Фра Мелитоне (Бакье), Маркиз ди Калатрава (Моль), Трабуко (Сенешаль).

Е. Цодоков