Oпера «Ломбардцы в первом крестовом походе» (I Lombardi alla Prima Crociata)
Лирическая драма в 4-х актах.
Либретто: Т. Солера по поэме Т. Гросси.
Место и время действия: 1096 г., Милан, Антиохия, Иерусалим.
I действие. «Месть»
На площади Св. Амвросия собрался народ. Христиане отправляются в поход на Иерусалим. Приор должен объявить, кто возглавит войска ломбардских рыцарей. В толпе два знатных воина — братья Арвино и Пагано. Ни для кого не является тайной, что Пагано ненавидит Арвино. Когда-то оба любили красавицу Виклинду, но та предпочла Арвино. С тех пор Пагано не раз замышлял убить своего брата. И теперь он завистливо смотрит в сторону Арвино. Горожане не питают симпатий к старшему из братьев, открыто называя его разбойником и советуют ему покаяться в своих злодеяниях.
По случаю праздника Арвино и Пагано должны примириться. Пагано просит прощения за свои грехи, обнимает и целует брата, но народ не верит ему. «Как бы этот поцелуй не стал поцелуем Иуды». Приор крестоносцев поздравляет Арвино. Он призван вести войска на Иерусалим. Пагано еле сдерживает свой гнев. Джизельда - дочь Арвино, Виклинда, рыцари вновь просят братьев сохранять мир. Пагано и Арвино обещают прекратить вражду. Толпа постепенно расходится. Люди направляются в церковь. Пагано остается вместе со своим союзником - Пирро. Рыцарь больше не сдерживает своих эмоций. Он клянется отомстить Арвино; его не остановит даже любовь к Виклинде. Пирро приводит людей, готовых следовать за Пагано. Доносящиеся из церкви голоса еще больше распаляют воина. В исступлении Пагано предвкушает расправу над родным братом.
Дворец Арвино. Виклинда и Джизельда прощаются с Арвино. Внезапно до них доносится шум. Арвино просит жену и дочь уйти к себе. Джизельда молит Мадонну защитить ее отца. Пирро докладывает другу, что Арвино в покоях. Обезумевший Пагано врывается в спальню к Арвино и закалывает его. Пирро приводит Виклинду, и Пагано начинает издеваться над ней. Неожиданно появляется Арвино. Пагано в ужасе. Чью кровь он пролил? Ведь в спальне было темно. В зал вносят тело убитого отца. Вот кто стал жертвой Пагано. Народ проклинает отцеубийцу. Пагано и теперь смеется над братом: «У тебя не хватает мужества убить меня?» — восклицает он. Выхватив кинжал, он пытается покончить с собой, но его останавливают. Пагано предупреждают: как Бог изгнал Каина, также изгонят и его...
II действие. «Отшельник»
Дворец правителя Антиохии Ассиано. Правитель разговаривает с послами. Он в тревоге. Христиане бесчинствуют на завоеванных землях, мусульмане призывают народ к борьбе с «неверными». Сын правителя Антиохии — Оронт признается матери — царице Софии, что полюбил девушку и надеется на ее взаимность. София благославляет сына...
В пустынной местности бродит отшельник Еремита, пришедший на святую землю замаливать свои грехи. Он с нетерпением ожидает, когда наконец зазвучит марш крестоносцев, возвещающий об очередной победе над нечестивцами. Еремита мечтает увидеть флаг над стенами Иерусалима, тогда он сможет спокойно умереть. Вдалеке виден одинокий путник. Еремита не сразу узнает — христианин он или мусульманин. Это — Пирро, отставший от ломбардцев. Он просит проводить его.
Еремита заходит в пещеру, чтобы одеть доспехи и взять меч. К скале приближается отряд крестоносцев во главе с Арвино. Рыцарь печален, несмотря на ряд побед: мусульмане захватили его дочь Джизельду. Арвино просит Еремиту помочь в поисках дочери. Главнокомандующий крестоносцев Гоффредо собирает людей для штурма Иерусалима. Отшельник обещает Арвино провести войска христиан и разыскать Джизельду...
Джизельда во дворце Ассиано. Рабыни развлекают ее. Они не могут понять, почему красавица-чужестранка не хочет возвратиться назад, к христианам.
Девушка остается одна. Ее сердце занято мыслями об исчезнувшем Оронте. Джизельда не может представить свою жизнь без любимого. Во дворец врываются крестоносцы. Рабыни в страхе разбегаются. София успевает сообщить Джизельде, что христиане убили ее мужа, правителя Антиохии, и Оронта, ее сына. Несчастная в отчаянии. Еремита подводит Джизельду к Арвино. Отшельник исполнил свой обет, соединил отца и дочь. Но Джизельда не рада этой встрече. Она обвиняет Арвино в смерти Оронта и молит заколоть и ее. Девушка не может понять, почему христианскому Богу нужно такое множество жертв. Рыцари прогоняют Джизельду — она полюбила мусульманина и не может находиться среди христиан...
III действие. «Превращение»
Долина Иосафат. Крестоносцы ликуют. Они одержали великие победы во славу Бога. Теперь им обеспечена Его поддержка. Пилигримы оплакивают Назарет, долгое время находившийся во власти мусульман, но теперь город возвращен Богу, а мусульмане повержены...
Джизельда скитается по пустыне, думая лишь об Оронте. Вдруг перед ней предстает раненый юноша в доспехах крестоносца. Это бежавший от христиан Оронт. Девушка пытается помочь ему, она готова бежать с любимым куда угодно, но Оронт не хочет принимать такой жертвы. Он знает, что скоро умрет, даже если не станет добычей рыцарей. Джизельда мысленно прощается с родиной, просит прощения у матери. Она не может покинуть Оронта. Слышен шум и лязг оружия крестоносцев. Оронт и Джизельда вынуждены спасаться бегством...
Палатка Арвино. Рыцарь в бешенстве. Его дочь предала Бога, отчизну, Все променяла она на любовь какого-то нечестивца. Крестоносцы проклинают Оронта. Арвино клянется найти и убить мусульманина...
Грот в устье реки Иордан. Здесь, спасаясь, нашли приют Оронт и Джизельда. Девушка перевязывает Оронту раны. Юноша чувствует скорое приближение смерти. Джизельда в отчаянии проклинает жестокого Бога крестоносцев. Ее останавливает вошедший в пещеру Еремита. Он обещает Оронту спасение, если он изменит веру. Еремита совершает обряд крещения. Девушки не понимает, как их любовь может оскорбить Бога. Скоро они будут вместе, и тогда уже никто не помешает их любви. Оронт умирает. Еремита успокаивает Джизельду - их души соединятся на небесах...
IV действие. «Святая Гробница»
Отшельник приводит Джизельду в лагерь крестоносцев. Еремита просит Арвино простить дочь. Рыцарь удивлен: почему отшельник так помогает ему? Но он не получает ответа. Еремита лишь просит рыцаря позаботиться о дочери. Джизельда заснула. Ей снится, что духи зовут ее к себе. Во сне она видит Оронта, но юноша молчит. Девушка надеется услышать хоть слово. Оронт просит передать крестоносцам, что бессмысленная война должна быть прекращена. Джизельда просыпается. В ее сердце звучат слова Оронта...
Лагерь ломбардцев близ гробницы Рахили. Крестоносцы и пилигримы устали от продолжительной войны и мечтают о скором возвращении на Родину. Джизельда просит Бога услышать их молитвы. Арвино призывает рыцарей к решающей битве. Сегодня Иерусалим должен пасть и «святая земля» достанется христианам. Крестоносцы клянутся не щадить мусульман... Сражение заканчивается победой рыцарей. Еремита тяжело ранен, его поддерживают Арвино и Джизельда. Он начинает бредить и просить о прощении... Рыцарь снова спрашивает отшельника: «Кто ты?». Еремита открывает свое настоящее имя — Пагано. Своими страданиями и помощью христианам в священной войне он искупил грехи и может умереть спокойно. Теперь он чист перед Богом. Еремита просит приподнять его, он хочет увидеть, как развиваются знамена крестоносцев на башнях поверженного Иерусалима. Рыцари славят могущество Бога, даровавшего им великую победу.
А. Платонов
Стилистически опера близка к «Набукко», в ней много патриотических хоров и маршей, контрастирующих с лирическими сценами. Позднее была переработана для парижской сцены, где шла под названием «Иерусалим».
Русская премьера состоялась в 1849 году (Москва, Большой театр). Среди современных постановок спектакль в Метрополитен-опере (1993, Паваротти, Рэми и др.).
Дискография: CD — Memories. Дир. Гаваццени, Джизельда (Скотто), Пагано (Р.Раймонди), Оронт (Паваротти), Арвино (Грилли).
Е. Цодоков