Oпера «Макбет» (Macbeth)
Мелодрама в четырех актах.
Либретто: Ф. Пиаве и А. Маффеи по трагедии Шекспира.
Время и место действия: середина XI века, Шотландия.
Главные персонажи: Макбет (баритон), Леди Макбет (сопрано), Банко (бас), Макдуф (тенор), Малькольм (тенор), Дункан (немая роль).
Шотландия, 11 век. Полководцы Макбет и Банко после удачного похода держат путь в замок Макбета Инвернесс. По пути, темной ночью, их окружают тени ведьм, пророчащих Макбету королевский трон. В душе Макбета разгорается честолюбие. Тем временем, в замке Макбета жена полководца, Леди Макбет, прочтя послание мужа с описанием пророчеств, также потеряла покой. Слуга извещает о приближении Макбета вместе с королем Дунканом, накануне наградившим его за доблесть. Король, его дядя, будет ночевать у них. Этот случай упускать нельзя, и подстрекаемый женой Макбет убивает короля. Замок всполошен, все проклинают убийцу, более всего сам Макбет.
В замке Макбет обсуждает с женой дальнейшие планы. Наследник трона Малькольм бежал в Англию, поэтому легко направить на него подозрение. Но живы еще Банко с сыном Флинсом, а по предсказанию ведьм трон в конце-концов перейдет к его наследникам (хотя сам Банко не будет королем). Теперь остановиться нельзя. И Макбет нанимает убийц для умерщвления Банко с сыном. Однако сыну удается спастись. Макбет приглашает к себе гостей на пир. Лицемерно он ищет Банко, хотя знает об убийстве. И вдруг окровавленная тень Банко появляется и садится на трон, который уже принадлежит Макбету. Только Макбет видит тень. Он в неистовстве, гости в недоумении. Леди Макбет пытается исправить положение и поет застольную песню. Все славят короля. Но того вновь преследуют тени, и он становится невменяемым.
Макбет в одиночестве бродит по местам, где он встречался с ведьмами. Он слышит новые предсказания о том, что надо остерегаться Макдуфа, что Макбета не осилит никто, кто рожден женщиной, и, наконец, что напасть на него может лишь Бирнамский лес! Придя в себя и возвратясь домой, Макбет сообщает об этом жене. Та немедля отдает приказ сжечь замок Макдуфа.
На границе Англии и Шотландии собирается войско во главе с шотландским королевичем Малькольмом, сыном Дункана, и Макдуфом. Макдуф приказывает солдатам срубить по ветке и прикрыться ею. В Инвернессе бродит, как сомнамбула, Леди Макбет. Каждую ночь ей мерещатся на руках кровавые пятна, которые она не может смыть. А Макбет в ужасе видит, что на замок "движется" лес. Это воины Макдуфа идут на узурпатора. Он жаждет отомстить за родину и семью проклятому убийце. В сердце Макбета еще надежда, ведь Макдуф рожден матерью. Но тот восклицает, что нет, он не рожден, а вырезан из ее чрева. Предсказание сбывается. Макдуф убивает Макбета. Звучит победный гимн в честь Малкольма, нового шотландского короля!
Одна из лучших опер раннего периода творчества Верди. В ней композитор поставил перед собой новые задачи: передать душевные порывы героев средствами декламации и актерской игры, о чем он сам пишет в одном из своих писем. Опера Верди сразу завоевала признание. Спустя 17 лет композитор переработал сочинение для Парижа (1865) и ввел в 3 действие балет (пантомима злых духов), написал новую арию Леди Макбет во 2 д. (La luce langue), сделал ряд других изменений.
В России из-за цензурных запретов на шекспировскую трагедию (до 1862) опера была поставлена силами итальянской труппы под названием «Сивард-саксонец» (с измененными именами действующих лиц) в 1854 (Петербург, в заглавной партии Де Бассини).
Среди лучших страниц оперы ария Макдуфа Ah, la paterna mano (4 д.), ария Леди Макбет из 4 д. («Сцена сомнамбулизма») и др.
Значительным событием в современной истории постановок «Макбета» стали спектакли Ла Скала в 1952 (с Каллас в партии Леди Макбет) и Метрополитен-опере в 1959 (солисты Уоррен, Ризанек). Сезон 1997/98 в Ла Скала был открыт «Макбетом» с участием Гулегиной и Брузона.
Дискография: CD — Philips. Дир. Синополи, Макбет (Брузон), Леди Макбет (Дзампиери), Банко (Ллойд), Макдуф (Шикофф) — Deutsche Grammophon. Дир. Аббадо, Макбет (Каппуччилли), Леди Макбет (Верретт), Банко (Гяуров), Макдуф (Доминго).
Е. Цодоков