Oпера «Луиза Миллер» (Luisa Miller)
Лирическая мелодрама в 3-х актах.
Либретто: С. Каммарано по трагедии Шиллера.
Место и время действия: 1-ая половина XVIII века, Тироль.
Главные персонажи: Луиза (сопрано), Рудольф (тенор), Миллер (баритон), Граф Вальтер (бас), Вурм (бас), Федерика (меццо-сопрано).
I действие. «Любовь»
День рождения Луизы, дочери отставного солдата Миллера. Ее поздравляют подруги и отец. Девушка с нетерпением ждет прихода своего возлюбленного - крестьянина Карла. Под этим именем скрывается сын влиятельного вельможи, графа фон Вальтера, который без ума от скромной девушки. Старый Миллер тревожится за свою дочь, он совсем не знает юношу, и его мучают предчувствия близкой опасности.
Приходит Карл. Влюбленные молят Бога о будущем счастье. Крестьяне, Луиза и Карл уходят в церковь. Миллер остается один. К нему обращается секретарь графа фон Вальтера — Вурм. Он сам неравнодушен к красавице Луизе и мечтает жениться на ней. Вурм раскрывает старику правду: настоящее имя Карла - Рудольфе, он сын графа и вряд ли его намерения относительно Луизы могут быть честными. Вурм уходит. Отец в отчаянии, его опасения приобретают реальные основания...
Граф фон Вальтер решает женить Рудольфе на вдове герцога Отсхаймского — Федерике, своей племяннице. Молодая женщина богата и влюбит его сына. Вальтер просит юношу серьезно отнестись к этому предложению, так как Вурм уже предупредил своего господина о встречах Луизы и Рудольфо. Разговор отца и сына прерывает весть о приезде герцогини Отсхаймской. Напрасно несчастный Рудольфо пытается объяснить Федерике, что любит другую. Оскорбленная в своих чувствах женщина клянется отомстить обидчику.
Вдали слышны ружейные выстрелы и голоса, доносятся звуки охоты. В комнату Луизы входит отец. Миллер расстроен. Он передает дочери содержание разговора с Вурмом. Вовремя появившийся Рудольфо обещает защитить и отца, и дочь от гнева Вальтера. Внезапно в скромное жилище Миллера врывается сам граф в окружении своей свиты. Он приказывает сыну немедленно следовать за ним. Луизе и ее отцу грозит тюрьма. Рудольфо отказывается подчиниться, тогда Вальтер отдает распоряжение арестовать старого солдата и его дочь. Чтобы спасти девушку, Рудольфо прибегает к шантажу, он напоминает графу, что прекрасно знает о том, как он достиг своего положения в союзе с Вурмом, убив родного брата. Граф вынужден отступить. Луизу отпускают, но Миллера уводят в тюрьму.
II действие. «Интрига»
Луиза и подруги скорбят об отце, уведенном солдатами. Старому Миллеру угрожает смерть. Вурм предлагает Луизе выход. Он придумал хитроумный план. Поскольку юноша отказывается подчиниться воле отца, необходимо убедить его в измене возлюбленной. Секретарь, угрожая гибелью Миллера, вынуждает Луизу написать письмо, в котором девушка признается, что была любовницей Вурма и, мечтая о богатстве и почестях, согласна отдать ему свою руку. Вурм берет с Луизы клятву о неразглашении тайны их договора. Если все условия будут соблюдены, отец и дочь снова будут вместе.
Граф фон Вальтер напуган поведением сына, но не собирается уступать. Он найдет способ, как убедить Рудольфо отказаться от Луизы. Президент делится своими опасениями с только что вернувшимся Вурмом. Граф обвиняет сына в неблагодарности. Вурм тоже невесел, ведь он помогал графу Вальтеру во всех его преступлениях. Секретарь рассказывает своему господину о разговоре с Луизой. Президент несколько успокаивается, но нужно как-то объяснить поведение Рудольфо герцогине. Вальтер старается обнадежить и утешить Федерику. Он поговорит с сыном и добьется его согласия на столь выгодный для обеих сторон брак. Герцогиня хочет видеть Луизу. Вурм приводит нечастную, напоминая ей о клятве, от которой зависит судьба ее отца. Девушка вынуждена «признаться» Федерике, что она любит Вурма и не имеет к Рудольфо никаких претензий. Граф и секретарь весьма довольны таким исходом. Теперь письмо Луизы, продиктованное Вурмом, случайно попадет к Рудольфо и все проблемы будут решены. Вурм уводит еле живую Луизу.
Рудольфо один. Слуга приносит ему письмо, из которого юноша узнает всю «правду». Он в отчаянии: его возлюбленная оказалась обманщицей и изменяла ему с секретарем отца. Рудольфо требует, чтобы вызвали Вурма. Юноша должен наказать обидчика. Он вручает секретарю пистолет и настаивает на дуэли, однако, Вурм успевает выстрелить в воздух. На шум сбегаются слуги, входит президент. Вальтер старается успокоить сына: он прощает ему угрозы и просит согласиться на брак с герцогиней. Рудольфо не возражает, но в душе он уверен, что Федерика никогда не станет его женой. Юноша отомстит Луизе — он решает отравить ее, а затем покончить с собой.
III действие. «Яд»
Дочь Миллера у себя в комнате. Луиза в отчаянии - она предала Рудольфо и их любовь. Лаура и несколько подруг тщетно пытаются отогнать грустные мысли. Луиза решает покончить с собой. Из тюрьмы возвращается радостный Миллер. Его тревожит состояние дочери. Луиза объята ужасом и страхом. Девушка просит отца передать Рудольфо записку, в которой она открывает юноше тайну своего странного поступка. Миллер читает ее и начинает понимать поведение дочери. Им овладевает тревога и беспокойство за участь Луизы.
Появляется Рудольфо. Юноша хочет от самой Луизы узнать о ее измене, но девушка еще связана клятвой и опасается за только что вернувшегося из тюрьмы отца. Она вновь называет ненавистное имя Вурма. Рудольфо в бешенстве подносит ей кубок с ядом, затем выпивает и сам. Девушка, чувствуя скорое приближение смерти, признается Рудольфо в обмане, в том, что письмо было написано под диктовку Вурма и с согласия его отца - президента фон Вальтера. Миллер, вошедший в комнату, видит умирающих Луизу и Рудольфо.
В этот момент вбегают Вальтер и Вурм со стражей. Юноша, собрав последние силы, закалывает Вурма. Граф фон Вальтер с ужасом видит результат содеянного.
А. Платонов
В этой ранней опере Верди впервые пытается отойти от героических тем и изобразить чувства обыкновенных людей. В этом отношении сочинение непосредственно предвосхищает стилистику знаменитой «триады», хотя, бесспорно, уступает им по мастерству и проникновенности. Шиллеровский сюжет сильно изменен и смягчен, за исключением, пожалуй, образа злодея Вурма, предвосхищающего образ Яго в «Отелло».
Первая постановка в России осуществлена итальянской труппой в 1857 (Москва). Среди современных постановок отметим спектакль 1968 в Метрополитен-опере (дир. Шипперс, солисты Кабалье, Такер, Милнс и др.).
Среди лучших исполнителей заглавной партии в последние годы выдвинулась Эспериан.
Дискография: CD — RCA Victor. Дир. Клева, Луиза (Моффо), Рудольф (Бергонци), Миллер (Макнил), Граф Вальтер (Тоцци), Федерика (Верретт), Вурм (Фладжелло).
Е. Цодоков