Oпера «Травиата» (La traviata)

Джузеппе Верди. Oпера «Травиата» (La traviata) Мелодрама в трёх действиях; либретто Ф. Пьяве по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями".
Первая постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 6 марта 1853 года.

Действующие лица:

Виолетта Валери (сопрано), Флора Бервуа (сопрано), Альфред Жермон (тенор), Жорж Жермон (баритон), Гастон, виконт де Леторьер (тенор), барон Дюфоль (баритон), маркиз д'Обиньи (бас), доктор Гренвиль (бас), Жозеф (тенор), слуга Флоры (бас); дамы и господа, знакомые Виолетты и Флоры, маски, изображающие матадоров, пикадоров, цыганок, слуги Виолетты и Флоры.

Действие происходит в Париже и его окрестностях около 1850 года.

1 действие

В особняке парижской куртизанки Виолетты Валери бал. После длительной болезни она пригласила друзей отпраздновать свое выздоровление. Здесь подруга Виолетты Флора, знатные парижане барон Дюфоль, виконт Гастон де Леторьер - давний приятель Виолетты. Сегодня он привел к ней Альфреда Жермона, провинциала, недавно приехавшего в Париж, но уже успевшего влюбиться в красавицу Виолетту. Он скромен и застенчив. Виолетте понравился этот юноша, не спускающий с нее глаз. В доме царит веселье. Пригласив гостей в залу для танцев, уставшая хозяйка, почувствовав недомогание, присаживается на диван в гостиной. К оставшейся в одиночестве Виолетте подходит Альфред. Он страстно объясняется ей в любви. Его слова взволновали Виолетту. Ведь она знает, что смертельно больна и жить ей осталось немного, хотя и скрывает это. Чувства молодого человека не оставили ее равнодушной. Они будут вместе. Гости расходятся. Счастливый Альфред прощается с Виолеттой, пообещав прийти завтра. Счастливая Виолетта предается мечтам.

2 действие

Уже три месяца живут в загородном доме Альфред и Виолетта. Они счастливы. Обо всем этом размышляет Альфред, только что вернувшийся с прогулки. Появляется горничная Виолетты Аннина. Случайно, в разговоре, Альфред узнает, что Виолетта, испытывая материальные затруднения, тайком продает свои драгоценности. Пристыженный Альфред собирается в Париж, чтобы уладить денежные дела. В его отсутствие Виолетту неожиданно посещает отец Альфреда Жорж Жермон, намеревающийся освободить сына от пагубной страсти. Старый аристократ стыдит Виолетту, упрекает ее в бессердечии и мотовстве, разоряющем его сына. В ответ та показывает ему расписки людей, раскупающих ее богатства. Пораженный благородством, отец Альфреда уже не гневается на нее, однако все равно просит оставить сына. Ведь у Жермона дочь-невеста, а эта связь порочит репутацию семьи. Страдающая Виолетта соглашается с доводами несчастного старика. Она готова ради благополучия семьи временно расстаться со своим возлюбленным, пока его сестра не выйдет замуж. Но Жермон требует разрыва навеки. Ведь страсть не вечна, и позже Альфред будет жалеть о потерянной молодости, а эта страсть станет тяготить его. Потрясенная этими словами, Виолетта понимает, что расставание неизбежно. Она только просит Жермона благословить ее как родную дочь и умоляет его рассказать после ее смерти Альфреду всю правду о причинах разрыва. Жермон уходит. Тем временем из Парижа возвращается Альфред и застает возлюбленную в крайнем возбуждении. Ничего не объясняя, Виолетта неожиданно покидает дом. Альфред в недоумении. Он ждет ее возвращения, но появившийся слуга передает ему ее прощальное письмо. Виолетта сообщает любимому, что навсегда покидает его. Потрясенный Альфред хочет догнать Виолетту, но вошедший отец останавливает его. Альфред клянется отомстить куртизанке...

На балу у Флоры появляется Альфред. Он знает, что Виолетта приедет сюда и хочет ней объясниться. Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Увидев Альфреда, она приходит в волнение. Опасаясь ссоры между бароном и Альфредом, Виолетта умоляет последнего уехать, но он соглашается покинуть зал только вместе с ней. Не смея нарушить обещания, данного Жермону-отцу, Виолетта отказывает ему. Теперь Альфред окончательно уверен в измене. Ненависть охватывает его. Он швыряет к ее ногам кошелек с деньгами. Теперь они в расчете! Он сполна оплатил услуги куртизанки. Оскорбленная Виолетта теряет сознание.

3 действие

Спальня Виолетты. Тяжело больная, она угасает. Рядом Аннина и д-р Гренвиль. Оставшись одна, Виолетта перечитывает письмо Жоржа Жермона. Отец Альфреда пишет, что сын бился на дуэли с Дюфолем и после этого покинул Париж. Теперь он возвращается, чтобы увидеть Виолетту и умолять простить его, ведь отец открыл тайну поведения любимой... Неожиданно вбегает Аннина. Приехал Альфред. В радостном порыве бросается он к ногам возлюбленной. Забыто все. Теперь они будут вместе. Но поздно. Силы Виолетты на исходе. На руках у безутешного возлюбленного она умирает...

Премьера оперы завершилась провалом, во что сейчас невозможно поверить. Однако уже спустя год, со 2-й венецианской премьеры, опера начала свое триумфальное шествие по европейским сценам. В сочинении в полной мере проявилось новаторство эстетики композитора. Отказ от пышных театральных эффектов, интерес к современной жизни с ее близкими зрителю проблемами - все это было непривычно и ново. Достаточно сказать, что на 2-й венецианской премьере герои были "одеты" в костюмы 18 в. (Верди вынужден был согласиться с таким решением). Мелодическое богатство партитуры оперы потрясает, арии и сцены насыщены драматическим развитием, приближающем ее к музыкальной драме. Среди лучших страниц произведения: сцена и ария Виолетты из 1 д. (Ah, fors'e lui с кабалеттой "Sempre libera"), сцена и ария Альфреда из 2 д. (De' miei bollenti spinti), сцена и дуэт Виолетты и Жермона из 2 д., финал 3 д. В России была поставлена впервые в 1856 итальянской труппой (партию Виолетты пела Бозио). На русской сцене впервые в 1858 (Большой театр, на итальянском языке). Среди современных постановок отметим киноверсию Дзеффирелли (1982, в партии Виолетты Стратас), спектакль 1994 в Ковент Гардене (дирижер Шолти, солисты Георгиу, Лопардо, Нуччи).

Дискография: CD - Decca. Дир. Бонннг, Виолетта (Сазерленд), Альфред (Паваротти), Жермон (Манугуэрра) - EMI. Дир. Мути, Виолетта (Скотто), Альфред (Краус), Жермон (Брузон) - Philips. Дир. Мета, Виолетта (Те Канава), Альфред (Краус), Жермон (Хворостовский).

Е. Цодоков


Запись оперы «ТРАВИАТА»

Исполнители:
Виолетта Валери - МАРИЯ КАЛЛАС
Альфред Жермон - АЛЬФРЕДО КРАУС
Жорж Жермон - МАРИО СЕРЕНИ
Флора Бервуа - ЛАУРА ДЗАНИНИ
Аннина - МАРИЯ КРИСТИНА ДЕ КАСТРО
Гастон - ПЬЕРО ДЕ ПАЛЬМА
Барон Дюфаль - АЛЬВАРО МАЛЬТА
Маркиз д'Обиньи - ВИТО СУСКА
Доктор Гренвиль - АЛЕССАНДРО МАДДАЛЕНА

Хор и оркестр театра Сан-Карлуш, Лиссабон. Хормейстеры Марио Пеллегрини (Mario Pellegrini) и Карло Паскуале (Carlo Pasquale), дирижёр Франко Гионе (Franco Ghione)
Запись "live" 27. III.1958, театр "Сан-Карлуш", Лиссабон.

01. Preludio (Orchestra)
02. I АКТ. Dell'invito trascorsa e gia l'ora
03. Libiamo, ne' lieti calici
04. Che e do? (Coro/Violetta/F/ora/Marchese/Barone/Dottore/Gastone/Alfredo)
05. Un di felice, eterea (Alfredo/Violetta)
06. Ebben? Che diavol fate? (Gastone/V/oletta/Alfredo)
07. Si ridesta in ciel l'aurora (Flora/Gastone/Barone/Dottore/Marchese/Coro)
08. E strano! E strano!
09. Ah, fors'e lui che l'anima
10. Follie! follie! Delirio vano e questo! (Violetta)
11. Sempre libera (Violetta/Alfredo)
12. II АКТ, 1 сцена. Lunge da lei
13. De' miei bollenti spiriti (Alfredo)V14. Annina, donde vieni?... Alfredo?... Per Parigi or or partiva
15. Vieni, sul crin ti piovano (Pura siccome un angelo)
16. Non sapete quale affetto
17. Un di, quando le veneri
18. Ah! dite alla giovine
19. lmponete...Non amarlo ditegli
20. Morro! La mia memoria (Germont/Violetta)
21. Dammi tu forza, o cielo! (Violetta/Annina)
22. Che fai?...Nulla (Alfredo/Violetta)
23. Ah, vive sol quel core all'amor mio! (Alfredo/Commissionario/Germont)
24. Di Provenza il mar (Germont/Alfredo)
25. 2 сцена. Avram lieta di maschere la notte (Flora/Marchese/Dottore)
26. Noi siamo zingarelle (Coro/Flora/Marchese/Dottore)
27. Di Madride noi siam mattadori (Coro/Gastone/Flora/Dottore/Marchese)
28. Alfredo! Voi!
29. Invitato a qui seguirmi
30. Ogni suo aver tal femmina (Alfredo/Gastone/Borone/Dottore/Marchese/Coro)
31. Di sprezzo degno se stesso rende
32. Alfredo, Alfredo, di questo core
33. III АКТ. Preludio (Orchestra)
34. Annina?...Comandate? (Violetta/Annina/Dottore)
35. Teneste la promessa
36. Addio, del passato (Violetta)
37. Largo al quadrupede (Coro)
38. SignoraL.Che t'accadde?
39. Parigi, o cara (Annina/Violetta/Alfredo)
40. Ah, non piu, a un tempio
41. Ah! gran Dio! Morir si giovine (Violetta/Alfredo)
42. Ah, Violetta!...Voi, signor!
43. Prendi, quest'e l'immagine (Germont/Violetta/Alfredo)
44. Se una pudica vergine (Violetta/Germont/Alfredo/Annina/Dottore)